От iPhone OS до iOS 15: как развивалась iOS
История операционной системы для iPhone началась задолго до её первого появления на публике 9 января 2007 года. На крошечное устройство с безумно слабым процессором и аккумулятором небольшой ёмкости (и с кучей других отягчающих обстоятельств) все же установили Mac’овскую операционную систему. И после всего, что с ней сделали, она, тем не менее, шустро и без серьезных проблем работала часами на первом, технически очень несовершенном iPhone. Все это было отчаянной и безумной авантюрой, но она удалась.
В этой статье вы увидите, как развивалась iOS с первой версии
Эксперты предрекали iPhone провал, и были абсолютно правы – дилетантам на рынке мобильных телефонов делать было нечего. За исключением мультитач-интерфейса, большого (по тем временам) экрана и набора понятных с первого прикосновения программ iPhone не мог ничего предложить. Разве что высокую цену.
По техническим данным он проигрывал лидерам рынка с разгромным счетом. Не поддерживал 3G (тогда это было даже важнее, чем 5G в наши дни). Для него не было ни одного стороннего приложения, с ним работал единственный оператор мобильной связи.
Правда 29 июня 2007 года, когда начались продажи самого первого в истории iPhone, любые их запасы раскупали в момент. Эксперты не сдавались: да, это здорово, но все очень быстро закончится. И уже в 2007, в крайнем случае в 2008, iPhone исчезнет.
iPhoneOS 1 — первая версия iOS
iPhone OS 1 на первом iPhone 2007
Тайну операционной системы iPhone раскрывать не собирались. iPhone был представлен как три устройства в одном: iPod с мультитач-интерфейсом и поддержкой видео, умный мобильный телефон и первое в мире полноценное карманное Интернет-устройство. Хоть и с настоящей операционной внутри, это было изделие бытовой электроники, а им системы не положены. Как минимум, о них не принято говорить.
На презентации первого iPhone и в течение шести месяцев до его появления на рынке о ней все-таки сказали пару слов:
На iPhone устанавливается специальная версия OSX (macOS).
Но потом передумали: в день выхода iPhone на рынок, у его системы появилось имя: iPhone OS 1.0. А систему, кстати, до 29 июня 2007 года никто и никогда не видел – в январе у неё был период нестабильности, и большую часть того, что происходило на экране iPhone во время его демонстрации Стивом Джобсом, было имитацией. В июне система выглядела и вела себя в точности, как у Стива.
Стив Джобс представляет первый iPhone, а заодно и iPhoneOS 1.0
Эксперты были правы, без сторонних приложений iPhone был скучноват. Но посторонних пускать в чудом работающую систему, пережившую несколько лет непрерывного аврала, было нельзя. Кроме того, сторонние программы были опасны для пользователей, а чудо, стоившее Стиву остатков здоровья, было ему слишком дорого.
Вместо доступа в систему он предложил создавать web-приложения для iPhone.
На фоне массового возмущения и акций протеста, web-программисты разработали тысячи приложений для iPhoneOS. А в августе любопытные с умелыми ручками сумели забраться в iPhone, научились писать для него «родные» приложения и опубликовали инструкции в сети. В октябре 2007 года Стив пообещал выпустить официальный iPhone SDK (набор для программирования) в феврале 2008 года. В не успевшей прийти в себя компании начался новый аврал.
Появление iPhone SDK и App Store
6 марта 2008 года на специальном событии Apple представила долгожданный набор для программирования в iPhoneOS, App Store и беспрецедентно жесткие правила для тех, кто решился разрабатывать программы для новой платформы. App Store стал единственным легальным и официальным способом распространения сторонних программ для iPhone.
После этого на iPhone начали появляться сторонние приложения
Чтобы приложение разработчика попало на его виртуальные полки, разработчик должен был вступить в iPhoneOS Development Program (членство в которой стоило и стоит 99 долларов в год, правда название программы несколько раз менялось), куда принимались не все. Готовое приложение отправлялось на проверку в Apple, и, если оно отвечало всем требованиям магазина, появлялось на полках App Store. И сразу на всех iPhone и iPod touch в мире, с установленной iPhoneOS 2.0 или выше. К открытию App Store в нем уже было 500 приложений. Могло бы быть и больше, Apple отобрала 500 лучших, по её мнению, приложений.
iPhoneOS 2 — с App Store и 3G
Вторую версию iPhoneOS представили на открытии WWDC, 9 июня 2008 года. Там же и тогда же был представлен «настоящий убийца iPhone» – iPhone 3G. Во второй половине 2007 и в первой половине 2008 известные и неизвестные компании едва ли не каждую неделю представляли очередного «убийцу iPhone», некоторые из убийц даже появились на рынке. Но выполнить свою миссию, по состоянию на 9 июня 2008 года, еще не удалось ни одному из них.
Рано или поздно убийца должен был появиться – и появился, им стал iPhone 3G. На нем была предустановлена новая версия системы, кроме того, она была совместима с iPhone и iPod touch первого поколения. В системе, кроме приложения App Store (и сотен сторонних приложений, число которых увеличивалось с умопомрачительной скоростью) и поддержки 3G, появилось много всего интересного. Система вышла в свет 11 июля, одновременно с iPhone 3G и App Store.
В этой версии появилась система разрешений пользователя
Когда 9 сентября вышла iPhoneOS 2.1, с огромным списком исправленных проблем, журналисты были вынуждены признать своё поражение. Кто-то из них заявил, что iPhoneOS перестала быть бета-версией, признав её настоящей.
Но самый убийственный, по мнению добровольных испытателей, недостаток у iPhoneOS 2 так и не был исправлен. В ней не поддерживались классические в мире компьютеров и всяких гаджетов команды скопировать-вырезать-вставить. Apple не способна справиться с таким пустяком?
iPhoneOS 3 — iPhone научился снимать видео
Третья версия iPhoneOS была представлена 17 марта 2009 и вышла в свет 17 июня того же года. В системе появилась поддержка команд «скопировать, вырезать и вставить», что в в других системах с тач-интерфейсом делалось уже давно, но, как выяснилось, не так, как было надо. В Apple этой проблеме уделили серьезное внимание и не пожалели ресурсов и времени.
В третьей версии iPhone OS наконец-то можно было копировать и вставлять текст
Проект контролировал лично Стив Джобс. Новшеств было немало, например – iPhoneOS 3.0 научилась снимать видео. Пока это работало только на iPhone 3GS, где буква «S» расшифровывалась как Speed, скорость. А в начале 2010 вышла версия iPhoneOS, которая не работала на iPhone. iPhoneOS 3.2 и два её баг-фикса, 3.2.1 и 3.2.2, работали только на iPad. Использовать одну и ту же систему на двух разных устройствах упорно не получалось, и Стив нашел временное решение.
iOS 4 — появление многозадачность
У четвертой мажорной версии системы для iPhone и iPod touch (iPad пока в ней не поддерживался) изменилось название, а её кодовое наименование стало широко известным — Apex. В iOS 4 появились многозадачность, iBooks, Game Center, FaceTime и огромное множество других приложений, функций и возможностей.
Да, когда-то многозадачность в iOS выглядела так
Слово из трех букв, iOS, ставшее названием мобильной операционной системы Apple на долгие годы, использовалось тремя компаниями для обозначения совершенно разных систем. До 2010 году этим названием, с разрешения (естественно, не бескорыстного) владельца торгового знака «IOS» компании Cisco, пользовалась японская компания Nintendo. А в 2010 году лицензию на право использования этого слова из трех букв приобрела Apple. Условия, на которых Apple предоставлено это разрешение, до сих пор неизвестны.
Начиная с iOS 4.2, одна и та же версия системы должны были работать с iPhone, iPod touch и iPad. Сложилась парадоксальная ситуация: iOS 4, продвинутая версия операционной системы, использовалась на iPhone. А более новые и продвинутые технически iPad работали под управлением iPhoneOS. С 4.2 не сложилось. Систему выложили на сервер и тысячи iPhone и iPad во всем мире уже загружали её, когда обновление было прервано. В ней было обнаружено что-то серьезное – говорят, что за пределами Apple от инцидента никто не пострадал. Но чудо все равно случилось: с iOS 4.2.1 и до iOS/iPadOS 13 на iPhone и iPad работали одни и те же операционные системы. Это упрощало жизнь пользователям, сторонним разработчикам не мешало, но усложняло жизнь разработчикам Apple и всем, кто имел отношение к дистрибуции iOS.
iOS 5 — Siri и Центр уведомлений
Пятая версия была представлена на открытии WWDC 6 июня 2011 года, одновременно с tvOS 5 и Mac OS X Lion (Mac OS 10.7). Её кодовое наименование – «Telluride», и на тот момент это было самое серьезное обновление операционной системы для iPhone, iPod touch и iPad. Вышла система 12 октября 2011 года (уже при Тиме Куке). Центр уведомлений, Siri (только на iPhone 4S, который вышел в том же году), Newsstand, iMessage, — все это появилось в iOS 5.
В iOS 5 появились новые приложения, Siri и центр уведомлений
Появилась возможность включения камеры с экрана блокировки. Приложение Камера научили редактировать изображения. Интеграция с iCloud и много всего еще. Разработчикам было еще интереснее – изменений было настолько много, что пришлось менять привычки и привыкать к новым трюкам. Нововведений оказалось много, но что удивительнее всего – проблем с этой версией почти не было. После установки «пятерки» на iPhone 4 или iPhone 3GS казалось, что смартфон превратился в новый и более мощный.
В России Siri не работала очень долго
iOS 6 — отказ от Google Maps
Шестая версия системы была представлена 11 июня 2012 года, на пресс-конференции по поводу открытия WWDC. На той же презентации были представлены tvOS 6 и Mac OS X Mountain Lion (Mac OS 10.8). Вышла iOS 6 19 сентября 2012. Главной новостью шестой версии стала замена карт от Google (Google Maps) на Apple Maps, и последовавший за этим очень громкий скандал. Ходили слухи, что из-за ошибок в Apple Maps кто-то даже погиб (подтверждения этих слухов, как позже выяснилось, были липовыми).
Интерфейс iOS 6
Причины волевого решения понятны: у Apple отношения с Google портились день ото дня, и любая зависимость от бывшего лучшего друга тяготила. Но спешить с отказом от Google Maps и оказывать на разработчиков яблочных карт мощное административное давление все-таки не следовало. Механизмы карт Apple были безупречны, но собрать достаточный объем картографических данных, а главное – как следует их перепроверить за имевшиеся у разработчиков полтора-два года было в принципе невозможно.
В итоге из Apple пришлось уйти Скотту Форсталлу, от которого многие мечтали избавиться – за Apple Maps отвечал он. Он пытался противостоять давлению и возражать – но его никто не стал слушать.
Говорят, что его подставили, я тоже так думаю, хотя в это верится с трудом. Из-за проблем с Apple Maps репутации компании был нанесен очень серьезный ущерб, и все это могло закончиться для неё очень плохо. Предвзятое отношение к Apple Maps до конца так и не изжито.
iOS 7 — скевоморфизм, прощай!
Из-за ухода из Apple старшего вице-президента Скотта Форстолла, отвечавшего за дизайн и разработку iOS, эти области ответственности перешли к другим топ-менеджерам. За её дизайн с этого момента отвечал Джонатан Айв, ставший с этого момента старшим вице-президентом компании по дизайну. До того он был старшим вице-президентом по промышленному дизайну и к дизайну программного обеспечения отношения не имел. Крейгу Федериги, главный по macOS, стал главным по всем операционным системам.
Айв отнесся к своей новой области ответственности слишком серьезно – он внимательно изучил труды теоретиков плоского дизайна. Вскоре они были признаны сомнительными и даже вредными. Их рекомендации к тому времени уже были воплощены в дизайне iOS 7. Теоретики, например, считали, что элементы управления (кнопки, ползунки, переключатели и им подобные) отвлекают пользователя от того, что они делают. Поэтому их надо делать как можно менее отвлекающими (то есть, незаметными). Отказ от скевоморфизма (имитации физических объектов в пользовательском интерфейсе), сам по себе – всего лишь еще один стиль. К стилю претензий нет. Но прятать элементы управления, на мой взгляд, абсолютно плохая идея. Всего должно быть в меру.
iOS 6 (слева) и iOS 7 (справа)
Зато сбылась места пользователей о новом дизайне любимой ими системы – они мечтали об этом чуть ли не с iPhoneOS 2. Кому-то новый дизайн активно не нравился, кому-то наоборот – но со временем к нему привыкли, все кончилось хорошо.
Новшества – Центр управления, многозадачность для всех приложений (хоть и ограниченная), AirDrop и многое другое.
По сравнению с катастрофической, из-за провала Apple Maps, шестой версией – удачная и спокойная версия. Даже несмотря на возмущение многих пользователей новым дизайном. Были и проблемы – пришлось внести изменения практически во всю систему, а она уже была очень большой и сложной. Исправление неизбежных побочных эффектов, при острой нехватке времени, без последствий остаться не могло – по сравнению с iOS 6 система стала заметно задумчивее. Приведение системы в порядок оставили на потом.
iOS 8 — приложение Здоровье
Новшеств в восьмой версии iOS было немного. Её главной задачей было устранение всех накопившихся во время авральной разработки предыдущих версий завалов. Особенно во время разработки iOS 7. Системе требовались генеральная уборка и оптимизация, время от времени этим нужно заниматься.
Был выполнен гигантский объём работ, но чтобы iOS 8 смогла своевременно выйти, чистку многих узлов пришлось отложить на следующий год. В восьмой версии, несмотря ни на что, появились новые приложения – например, Здоровье, и функции – например, функция поиска фотографий по месту и времени съёмки в приложении Фото.
iOS 8 была доведенной до ума iOS 7
iOS 9 — одна из самых стабильных версий iOS
Версия была объявлена на открытии WWDC, 8 июня 2015 года, одновременно с tvOS 9, watchOS 2 и OSX El Capitan. Официальный релиз версии вышел 16 сентября того же года. Как и в случае с iOS 8, главной задачей версии был не новые функции, а внутренняя оптимизация. Нужно было довести наведение порядка в системе до конца – доделать то, что не успели к выходу предыдущей версии.
На это ушло много времени и сил, но были в девятой версии и изменения, видимые пользователям: Apple Maps и Siri были улучшены, появилась функция, облегчающая миграцию (перенос настроек и данных) с Android, режим энергосбережения и поиск в приложении Настройки. На iPad появилась мультиоконность – одновременно, на одном и том же экране планшета стало возможно разместить окна двух разных приложений.
iOS 9 стала первой, где появился режим энергосбережения
iOS 10 — самая проблемная версия iOS?
Десятая версия iOS, уже по традиции, была объявлена во время открытия WWDC, 13 июня 2016 года – и вышла 13 сентября. Несмотря на чистку и оптимизацию системы в iOS 8 и 9, без проблем, в том числе и серьезных, не обошлось. Пришлось выпускать многочисленные баг-фиксы и минорные версии с их исправлениями. Из-за чего Apple критиковали и даже высмеивали – но в основном с системой все было в порядке.
В iOS 10 появился дополнительный экран с виджетами и предложения Siri
Без генеральной уборки в ней уже был бы непроходимый и неконтролируемый хаос. В релизе 10.2 в набор встроенных приложений добавили приложение TV, но только для США. Версию, в основном, оценили положительно, хотя недоброжелатели отметили, что теперь многие функции в системе появляются сначала в Android’е, а не а iOS – как было раньше. Но по-моему, причины этого отставания были понятными и уважительными, а в следующих версиях инноваций было даже слишком много.
iOS 11 — Центр управления и AirPlay 2
iOS 11 была представлена, вместе с другими операционными системами, на открытии очередной WWDC, 5 июня 2017 года. Впервые с 2002 года WWDC проводилась не в Сан-Франциско, а в Сан-Хосе. На этот раз обвинить разработчиков iOS в том, что их работа не видна, было невозможно – Центр управления и App Store радикально изменились, в новой версии появилась поддержка дополненной реальности и функция AirPlay 2.
AirPlay 2, новый центр управления и приложение файлы стали фишками iOS 11
2017 год был юбилейным для iOS, и его отметили выходом в свет iPhone X, презентацией AirPower и беспроводной зарядкой. У новой версии системы даже был лозунг: «улучшить iOS, которую вы знаете и любите».
Экран блокировки объединили с Центром уведомлений, в Центре управления многие из его панелей были объединены. В системе появилось приложение Файлы, открывающее прямой доступ к файлам размещенным в памяти устройства и на облачных сервисах.
Начиная с iOS 11, у разработчиков перестали принимать 32-битные приложения, а приложения, которые были размещены до этого запрета, загрузить из App Store стало невозможно: приложение App Store их игнорировало и даже не показывало.
Версия вышла 19 сентября. Отзывы о новой версии были в основном положительными, но недоработок и багов было больше, чем когда либо прежде. С каждой новой версией iOS усложнялась и увеличивалась, и своевременно выявить все серьезные проблемы было все трудней.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
iOS 12 — Экранное время и Быстрые команды
iOS 12 работала даже на первом iPhone SE
Новая версия, как обычно, была представлена на открытии WWDC, 4 июня 2018 года, и вышла 17 сентября. В ней было много хорошего, но были и проблемы – как и в любом сложном изделии. Параллельно с внедрением нового, не забывали и про оптимизацию, система заметно ускорилась – в том числе и на старых iPhone и iPad.
Из важнейших особенностей iOS 12 нельзя не отметить возросшую защищенность пользователя и его данных. Функция «Экранное время» фиксирует общее время проведенное пользователем на устройстве и время, которое пользователь провел в конкретных приложениях. В FaceTime появились групповые видео-звонки, стали доступны «Быстрые команды» Siri, появилась возможность быстрой настройки и группировки уведомлений, на iPhone X, iPhone XS, iPhone XS Max, iPhone XR. В Сообщениях и FaceTime стало возможно использовать мемодзи, обновились функции и встроенные приложения, и это еще не полный список изменений. Такого обилия новшеств не было еще никогда – как и такого количества проблем.
Функция «Экранное время» появилась в iOS 12
В iOS 12 поддерживались все устройства, которые поддерживались в iOS 11, к которым добавились новые (iPhone XS/XS Max и iPhone XR), позже к ним присоединились новые модели iPad и даже iPod touch седьмого поколения. В итоге список поддерживаемых устройств вырос до пугающих размеров. Держать все это хозяйство под контролем становилось все сложнее, с этим было нужно что-то делать.
iOS 12 стала последней версией iOS, общей для iPhone и iPad, требования которых к системе становились все более разными.
iOS 13 — появление iPadOS
Эта система уже похожа на то, что мы видим сейчас
Версия была объявлена 3 июня 2019 года и вышла 19 сентября. Впервые после раздельного существования операционных систем для iPhone и iPad в 2010-2011 годах (c iPhone 3.2 до iOS 4.2.1), на этот раз уже скорее всего навсегда, операционные системы для iPhone и iPad разделились. На все модели iPad, поддерживающие 13-ю версию мобильной операционной системы, теперь устанавливалась iPadOS 13.
В iOS 13 было три сложных и огромных по размеру части: то, что необходимо только на iPhone, то, что нужно только iPad, и часть системы, необходимая им всем. Разделение iOS на iOS и iPadOS важно для обеспечения качества обеих систем и облегчает развитие каждой из них. Разделение скажется и на пользователях, но было бы наивно ждать что это произойдет немедленно.
По словам разработчика Стивена Трафтон-Смита, iOS 13 — это самый проблемный релиз со времён iOS 8. Случаи, когда iOS 13.0 вела себя нормально, были, но впервые в истории iOS счастливчиков было на порядок меньше, чем пострадавших. Такое случалось c macOS, но в iOS – еще никогда. Первый баг-фикс вышел через неделю. Следующий — уже через три дня. Затем – снова и снова – выходили релизы с исправлениями, но ситуацию удалось более или менее взять под контроль только в декабре.
QuickPath ускорила набор текста в iOS
Зато нового в iOS 13 было много, с избытком:
- Тёмная тема;
- Защищенность личных данных пользователя стала сильнее;
- Пользовательский интерфейс системы улучшен;
- Siri стала звучать естественнее;
- Жесты для работы с текстом (QuickPath);
- Функция «Войти с Apple»;
- Возможность использования внешних носителей (с подключением их через USB).
Темная тема работает и в сторонних приложениях, например в нашем приложении AppleInsider.ru
И многое другое, плюс новые версии встроенных приложений с многочисленными улучшениями.
iOS 14 — виджеты и библиотека приложений
В iOS 14 впервые появились нормальные виджеты
Ее объявили на первом в истории Apple виртуальном открытии WWDC 22 июня, но система каким-то образом оказалась в руках журналистов двух изданий задолго до её объявления. iOS 14 вышла 16 сентября 2020 года.
Во время её тестирования было выявлено на удивление мало проблем. Первый баг-фикс версии, iOS 14.0.1, вышел уже 24 сентября – когда установившие новую версию еще не успели столкнуться с исправленными проблемами. Проблемы в iOS 14 есть, но не так много. Еще одно отличие новой версии – Apple стала внимательнее относиться к пожеланиям пользователей – исполнено беспрецедентное число их желаний.
Для многих это стало главным нововведением iOS 14
Вообще, нового в iOS 14 очень много, ограничусь лишь небольшой частью из них:
- Виджеты рабочего стола, которые можно объединить в миниатюрные пиктограммы;
- Safari и Mail можно заменить на сторонний браузер и почтовый клиент;
- Встроенное приложение-переводчик «Перевод», поддерживающее русский;
- Библиотека приложений и многое-многое другое.
Например, блиц-приложения, режим картинка-в-картинке»», беспрецедентные меры по защите личных данных пользователя, а также самого пользователя от назойливой рекламы и передачи информации о нем сторонними приложениями. Их разработчики теперь обязаны сообщать о том, какие данные об устройстве пользователя и о нем самом накапливаются их приложениями, в каких случаях и с какой целью.
Когда выйдет iOS 15
Концепт iOS 15 с продвинутыми виджетами и иконками в стиле macOS Big Sur
С вероятностью почти в 100% можно предсказать, что новую версию iOS назовут iOS 15, её представят во время открытия WWDC, а выйдет она осенью 2021 года. За два-три дня до начала продаж устройств, на которых она будет предустановлена.
iOS 15 станет лучше, в ней появятся потрясающие новые функции, и есть надежда, что её установка на смартфон вреда ему не нанесет. Правда, количество поддерживаемых устройств Apple все-таки ограничит.
А с какой версии iOS началось ваше знакомство с iPhone и миром Apple? Может, у вас есть любимая версия iOS? Расскажите в комментариях и в нашем уютном чатике.
Операционная система iOS: в чем особенности и чем отличается от Android
iOS — операционная система мобильных устройств компании Apple. Это передовая и сверхфункциональная система, которая предназначена для упрощенного и комфортного пользования гаджетами. За приятный дизайн и большие возможности многие выбирают продукцию Apple. В чем особенности iOS и чем она отличается от Android?
Что такое операционная система iOS
На сегодняшний момент пользователям iPhone и iPad доступна 15 версия iOS. В ближайшем будущем готовится к выходу 16 версия, которая будет иметь новые функции и обновленные имеющиеся возможности предыдущей версии. Свой путь iOS начала в 2007 году.
Что такое iOS? iOS — это мобильная операционная система для смартфонов, электронных планшетов, проигрывателей, которую разрабатывает и выпускает американская компания Apple. Как пишет автор портала Investopedia Уилл Кентон, iOS разработана для удобного и простого сетевого взаимодействия между рядом продуктов Apple.
Это проприетарная операционная система, которую используют на мобильных устройствах, таких как iPhone и iPad. iOS — вторая по популярности операционная платформа для мобильных устройств в мире после Android. Она имеет интуитивно понятный дизайн, ориентированный на пользователя, дает разработчикам возможность создавать приложения, которые распространяет через магазин приложений iOS.
ОС от Apple — это производная от Mac OS X. Она — Unix-подобной система. В iOS есть четыре уровня взаимодействия с пользователем:
- Базовый уровень ОС предоставляет низкоуровневые функции, платформы для обеспечения безопасности и взаимодействия с внешним оборудованием.
- Уровень основных служб предоставляет службы, необходимые для верхних уровней.
- Медиа-уровень предоставляет необходимые технологии для графики, аудио и видео.
- Coca Touch Layer. Здесь находятся фреймворки, которые часто используют при создании приложения.
iOS поставляют с множеством приложений по умолчанию, включая почтовый клиент, веб-браузер Safari, контактную книгу, iCloud и многое другое.
Разработчики могут использовать комплект разработки программного обеспечения iOS (SDK) для создания приложений для мобильных устройств Apple. SDK включает инструменты и интерфейсы для разработки, установки, запуска и тестирования приложений. Нативные приложения могут быть написаны с использованием системных фреймворков iOS и языка программирования Objective-C.
В iOS SDK включены инструменты Xcode, которые включают интегрированную среду разработки для управления проектами приложений, графический инструмент для создания пользовательского интерфейса и инструмент отладки для анализа производительности во время выполнения. Сюда входит симулятор iOS (позволяет разработчикам тестировать приложения на Mac) и библиотека разработчика iOS, (предоставляет всю необходимую документацию и справочные материалы).
Отличия iOS от Android
Чем отличаются операционная система iOS от Android? Операционные системы отличаются друг от друга по таким параметрам: магазин приложений, интерфейс и дизайн, навигация по системе, производительность и оптимизация, гибкость настроек, синхронизация с другими устройствами, обновления и поддержка. Рассмотрим детальнее все отличия.
Приложения
Отличительная черта iOS — App Store. У операционной системы Android есть GooglePlay. Это магазины приложений. Они визуально отличаются, но функции у них похожие. У обоих есть платные и бесплатные приложения. На iOS есть такие приложения, которых на Android нет.
Производительность и оптимизация
Главная особенность iOS — оптимизация. Операционная система не требует огромных объемов оперативной памяти, поскольку она поддерживает загрузку и готовность более дюжины приложений всего с 2 ГБ ОЗУ. Это непосредственно влияет на производительность устройства с меньшими аппаратными характеристиками, чем у Android.
Интерфейс, дизайн, настройки
Внешне Android и iOS отличаются. Здесь каждый выбирает то, что ему больше нравится. Главное отличие между мобильными ОС — настройка дизайна. Все iPhone или iPad имеют одинаковый модернизированный дизайн. Естественно, определенная степень настроек присутствует в iOS, но в Android в этом плане больше свободы. Из этого вытекает, что устройства с Android более разнообразны в плане визуального восприятия, но iOS-устройства имеют и без того приятный дизайн.
В этом плане iOS и Android — две противоположные крайности. Apple придерживается своей философии и обеспечивает чистое, однородное взаимодействие на всех устройствах, в то время как Android с открытым кодом предоставляет пользователям и программистам беспрецедентную степень свободы. Такая особенность предоставляет устройствам Apple лучшую защиту от вирусов и взломов.
К интерфейсу стоит отнести навигацию по системе. iOS отличается внешним видом, иконками, интерфейсом приложений и настроек. Это дает пользователю другой опыт использования устройством, поскольку ему придется преодолеть другой путь, чтобы найти ту или иную настройку, приложение, чем на Android.
Синхронизация
Покупая iOS-устройства, пользователь попадает в мир гаджетов, которые функционируют в однородной системе и прекрасно друг с другом синхронизируются. К таким гаджетам относится вся продукция компании Apple (MacBook, iPod, Apple Watch, iPad). Но с устройствами Windows и Android iOS не очень хорошо синхронизируется и могут возникать проблемы.
Обновления и поддержка
От обновлений зависит долговечность устройств. Каждое устройство iOS получает около 5 лет постоянных обновлений после первоначального выпуска. Что же касается Android, подобная ситуация касается флагманских устройств. Средне бюджетные модели получают обновления, но реже.
Если подытожить, то iOS предлагает превосходную производительность и стабильную работу, долгосрочные регулярные обновления, свой магазин с приложениями, которых нет на Android, стильный и приятный дизайн, функциональность. Гаджеты от Apple дорогие. В стоимость входит iOS с багажом полезных и интуитивно простых функций, и гарантия стабильной работы устройства долгие годы.
Уникальная подборка новостей от нашей редакции
Как изменилась iOS от первой iPhone OS до iOS 14.5. Здесь все 14 версий
В закладки
С момента презентации первого iPhone на операционной системе собственного производства Apple прошло более 14 лет. За это время мобильная ОС сильно изменилась, обросла большим количеством опций, фишек и настроек.
Система пережила смену названия, глобальный редизайн и разделение на отдельные версии для iPhone и iPad.
Предлагаем вам вспомнить главные отличия каждого ключевого апдейта, давно забытые фишки и очень нужные новшества.
iPhone OS 1.0. 2007 год
Данную операционную систему 9 января 2007 года представил Стив Джобс вместе с первым смартфоном компании – iPhone первого поколения. Тогда Джобс немного лукавил, описав систему для смартфона как облегченный вариант настольной системы OS X. Разумеется, это вызвало бурные овации на презентации, а к старту продаж через 5 месяцев об этом уже подзабыли.
Так основатель и руководитель Apple того времени серьезно приукрасил действительность, ведь даже спустя 14 лет мы видим, насколько далека мобильная операционная система Apple от ее настольного собрата.
К моменту официального релиза в июне 2007 года в iPhone OS 1.0 было предустановлено всего 15 приложений: Телефон, Сообщения, Safari, iPod, Почта, Заметки, Настройки, Фото, Календарь, Часы, Калькулятор, Карты, Камера, Погода и Акции.
Операционная система была полностью закрыта для стороннего софта, на тот момент еще не существовало App Store и даже не было мобильной версии iTunes Store. Установить стороннее приложение не представлялось возможным (до появления джейлбрейка), музыкальный или видео-контент на смартфон приходилось передавать через iTunes на компьютере.
Джобс предлагал сторонним разработчикам выпускать веб-версии собственных приложений, которые могли бы работать в мобильном браузере Safari. Возможно, данное решение могло бы погубить будущую iOS. К счастью, в Купертино одумались и уже через полгода выпустили SDK (software development kit) для своей мобильной платформы.
Главным отличием от существовавших на тот момент Symbian и Windows Mobile (Android появился позже) была заточенность интерфейса под управления пальцем, а не миниатюрным стилусом. Никаких мелких элементов, крошечных кнопочек или едва заметных диалоговых окон – только крупные иконки, кнопки и переключатели, в которые можно без труда попасть пальцем.
Революционной была виртуальная клавиатура iPhone OS, она могла менять некоторый клавиши в зависимости от приложения и контекста, но главное – система имела скрытый алгоритм предугадывания вводимых слов. В момент срабатывания фишка делала сенсорные области вероятных следующих символов крупнее, что снижало количество опечаток и повышало удобство набора текста.
Пользователь видел всего один скучный рабочий стол с черным фоном (обои устанавливались только на экран блокировки). В системе был спартанский минимум настроек и полное отсутствие кастомизации интерфейса.
iPhone OS 2.0. 2008 год
Сам факт презентации iPhone OS 2.0 вместе со смартфоном Apple второго поколения заложил прочную традицию Apple выпускать ключевые обновления ОС вместе с новыми гаджетами в линейке. Она соблюдается до сих пор, правда с небольшими изменениями. В последние годы мы все чаще слушаем про фишки новой iOS на летней WWDC, а часть из них получаем лишь спустя полгода после выхода системы с крупным обновлением вроде недавнего iOS 14.5.
Главной фишкой первого глобального обновления прошивки стало появление магазина App Store для сторонних программ и игр. За год купертиновцы услышали много критики из-за закрытости системы, джейлбрейк уже позволял устанавливать сторонние приложения, а разработчики не спешили выпускать веб-версии программ для запуска на мобильном Safari.
Результатом стал выпуск SDK для разработчиков, а позже дебют официального магазина программ и игр. Одним из рекламных слоганов iPhone 3G стал “There’s An App For That” (с английского “для этого есть свое приложение”).
Данный слоган надолго закрепился за iPhone и iOS, стал предметом многих шуток и мемов.
Для размещения дополнительных приложений требовалось расширить рабочий стол операционной системы, так появились дополнительные страницы главного экрана. Смартфон научился создавать скриншоты, а браузер Safari – сохранять картинки из сети в приложение Фото. Кроме этого появилась возможность предпросмотра документов MS Office и PDF-файлов.
В набор предустановленных программ включили YouTube (да, приложение от Google в то время являлось стандартным на iPhone), кроме этого появился мобильный вариант iTunes Store.
Любопытно, что обновление iPhone OS 2.0 было доступно для iPhone первого поколения (iPhone 3G поставлялся уже с этой ОС), а вот для установки на iPod Touch первого поколения за апдейт нужно было заплатить $9.95.
iPhone OS 3.0. 2009 год
Важной фишкой стала возможность взаимодействовать с текстом на смартфоне. Лишь через два года после выхода первого iPhone пользователи смогли выделять, копировать, вставлять и даже переносить между приложениями нужный текст, номера телефонов и ссылки. Появилась опция отмены последнего действия и повтор отмененного.
С настольной версии ОС перекочевал поиск Spotlight, чтобы пользователям стало легче ориентироваться в многообразии установленных программ.
Приложение Камера наконец-то научилось записывать видео. Помню, как сам устанавливал для этого специальные джейлбрейк твики на iPhone и iPhone 3G. На рабочем столе смартфона пользователи могли найти новые иконки программ Голосовые заметки и Компас (который был эксклюзивной фишкой iPhone 3GS).
Еще в iPhone OS 3 появилась функция Найти iPhone, которая изначально работала лишь при наличии платной подписки на сервис MobileMe (его закрыли в 2015 году).
Начиная с этой версии системы авторизованные разработчики стали получать доступ к предварительным сборкам ОС за несколько месяцев до релиза. Это позволяло адаптировать свои программы и игры к новым фишкам системы к моменту ее выхода.
Через полгода к выходу первой модели iPad приурочили обновление iPhone OS 3.2. Оно “растягивало” мобильную операционную систему до размеров экрана планшета, а еще позволяло менять обои на рабочем столе.
iOS 4. 2010 год
Начиная с этой версии системы купертиновцы перешли на привычное сегодня название iOS для своей мобильной операционки. Это было логично, ведь на этой системе работали не только iPhone, но и планшеты iPad с плеерами iPod Touch. Кстати, с этого момента ключевые обновления системы для владельцев плееров Apple стали бесплатными.
Для удобной организации рабочего стола появились папки. Раньше они выглядели немного иначе, чем сейчас. Сама же iOS впервые получила настоящую многозадачность. Пользователи могли вызвать соответствующее меню двойным нажатием на кнопку Домой и переключаться в другую программу без потери прогресса в текущем приложении.
Так выглядели классические папки времен iOS 4 – iOS 6
Из OS X в iOS перенесли приложение FaceTime, которое позволяло совершать видеозвонки другим владельцам техники Apple. Это позволило раскрыть потенциал фронтальной камеры в iPhone 4.
Поиск Spotlight поумнел и научился искать данные в интернете и википедии. Появилось приложение для удобного чтения книг iBooks (позже переименованное в Книги). Кроме этого был запущен сервис Game Center, назначение которого для меня непонятно по сегодняшний день.
iOS 5. 2011 год
Один из глобальных апдейтов за всю историю iOS. Купертиновцы добавили сразу 200 новых фишек и опций в свою мобильную операционную систему. Нужно было достойно конкурировать с уже неплохо развитым Android 3-4 версий и оправдывать звание смартфона, а не простой звонилки с сенсорным дисплеем.
В интерфейсе добавили верхнюю шторку, которая скрывала центр уведомлений. Он помогал разобраться с большим количеством сообщений от установленных на смартфоне приложений и игр.
Купертиновцы запустили собственный мессенджер iMessage, который хоть и был “закрытым клубом” для любителей техники Apple, но успешно конкурировал с популярными, но дорогими SMS и MMS от мобильных операторов.
Ключевой фишкой нового iPhone 4s стал голосовой ассистент Siri. Изначально помощник практически ничего не умел и поддерживал всего несколько языков. Ждать русскую Сири пришлось еще три с половиной года.
В браузере Safari появилась функция отложенного чтения. Она позволяла сохранять интересные материалы для просмотра без подключения к сети. Во многих уголках системы появилась опция быстрого шаринга в Twitter. Это позволяло делиться интересными новостями, фото или мыслями без долгой процедуры копирования и вставки.
Камеру iPhone научили делать снимки при помощи кнопки увеличения громкости. Смартфоны и планшеты Apple теперь могли синхронизироваться с iTunes на компьютере по Wi-Fi. Ранее для этого использовалось исключительно подключение по кабелю.
Впервые на iPad появилось несколько эксклюзивных фишек. Планшеты получили удобную разделяющуюся клавиатуру и жесты многозадачности для сворачивания и переключения между приложениями.
iOS 6. 2012 год
С этого года в Apple не захотели делить славу с Google и начали отказываться от части предустановленных сервисов на iPhone и iPad. Так пользователи больше не могли найти приложение YouTube на гаджетах из коробки, чуть позже программа дебютировала в App Store. Ее место занял бесполезный видеоплеер с минимумом настроек и ограниченным количеством поддерживаемых форматов.
В этой версии iOS купертиновцы представили свой картографический сервис. Ранее приложение Карты использовало данные Google Maps. Система была явно сырая и нуждалась в доработках, но в Apple сильно хотели разорвать отношения с Google. В итоге первые несколько лет карты Apple не выдерживали никакой критики и выдавали пользователям такие вот шедевры:
Был сформирован целый раздел параметров iOS под названием Универсальный доступ. Он был направлен на людей с ограниченными возможностями, до сих пор данное меню пополняется интересными фишками и опциями.
В стартовом наборе приложений появилась утилита Passbook для хранения билетов и скидочных купонов, которую позже переименовали в Wallet. Система научилась хорошо сжимать трафик, что позволило запустить видеозвонки по FaceTime через 3G, а позже и по LTE.
Путь успешно интегрированного в iOS Twitter повторил и Facebook. Теперь начать общение или отправить в эту социальную сеть какой-то контент можно было всего в пару нажатий.
iOS 7. 2013 год
В этом году Кук и компания решились на первый и пока единственный серьезный редизайн iOS. Привычный пользователям скевоморфизм (это когда элементы дизайна похожи на реальные предметы или вещи) заменили на плоский стиль с обилием градиентов и легкими шрифтами.
Приложение заметки перестало напоминать блокнот, напоминания больше не ассоциировались с ежедневником, а книжное приложение лишилось своей магии, обложек и переплета. Даже иконки на рабочем столе iPhone больше никому не хотелось лизнуть.
К разработке данной версии iOS впервые привлекли Джони Айва. Многие пользователи еще долгое время критиковали Айва за излишнее упрощение дизайна, а в сети появилось множество мемов по этому поводу:
Систему буквально создали с нуля, что объясняет большое количество багов, глюков и недоработок, которые устраняли весь следующий год крупными и мелкими обновлениями.
Так пользователи увидели новое меню многозадачности с карточками приложений, Пункт управления (нижнюю шторку) с переключателями основных функций устройства, обновленный дизайн всех стандартных приложений в iOS. А еще на iPhone появился AirDrop. Этой очень удобной и полезной фишкой экосистемы Apple мы пользуемся по сей день.
Каждая утилита получила несколько мелких, но полезных и интересных опций. Так, например, в приложении Камера появилось быстрое переключение режимов съемки и возможность сохранять геотеги.
На рабочем столе, в большинстве меню и элементов появился ненавязчивый Parallax-эффект, создававший глубину в плоском дизайне системы.
Кроме этого вместе с iOS 7 пользователям представили интерфейс CarPlay, но фишка практически не развивалась и буквально не менялась следующие несколько лет.
iOS 8. 2014 год
Через год в Apple работали уже не над новыми фишками iOS, а над совершенствованием и доработкой существующих.
На этой версии системы стартовали сервисы Apple Music (релиз состоялся с обновлением iOS 8.4) и Apple Pay, которые сегодня воспринимаются неотъемлемой частью iPhone. Запустился сервис iCloud Drive, который до сих пор сложно назвать полноценным облаком и сравнить с конкурентами.
Разработчики начали плавно сближать обильную и настольную операционные системы, главной объединяющей фишкой стал набор возможностей под названием Handoff. Это и перевод звонков с одного гаджета на другой, и переход с iPhone-приложения на программу для Mac, и раздача мобильного интернета со смартфона на компьютер.
Именно вокруг этих возможностей в дальнейшем купертиновцы выстроили удобную в использовании экосистему гаджетов и ПО, вынуждая пользователям в пару к iPhone приобретать Mac и наоборот.
Из менее значимых новшеств iOS 8 стоит отметить возможность установки сторонних клавиатур, расширений для Safari и дополнений для iMessage. Поначалу фишки казались перспективными, но в итоге из-за ограничений Apple сейчас практически никто не использует эти возможности.
Начиная с iOS 8 обычные пользователи могли зарегистрироваться в программе тестирования и получать бета-версии системы на свои гаджеты. Ранее такую привилегию имели только авторизованные разработчики, некоторые из них продавали возможность получать бета-версии, вписывая в свой аккаунт других людей за умеренную плату.
Ключевое обновление iOS 8.3 принесло долгожданную поддержку русского языка для голосового ассистента Siri.
iOS 9. 2015 год
Обзор главных нововведений iOS 9
Множество нововведений данной версии iOS были направлены на раскрытие функционала 3D Touch. Фишка стала одним из преимуществ новых iPhone 6s и iPhone 6S Plus, но в итоге через несколько лет ее тихо убрали из смартфонов Apple.
В этом году впервые большое количество новшеств получили только планшеты Apple. Так на iPad дебютировало сразу три интересных фишки. Режим Picture-in-Picture (Картинка в картинке) позволял выводить окно с видео поверх других используемых приложений.
Полноценной поддержки этой опции до сих пор нет в YouTube и приходится регулярно использовать костыли для ее запуска.
Благодаря опции Slide Over появилась возможность открывать iPhone-версии приложений на iPad поверх других программ или игр. Опция Split View позволила разделить экран на две части и организовать самую настоящую многозадачность на планшете.
Еще в iOS 9 добавили множество фишек для работы с представленным в том же году стилусом Apple Pencil.
iOS 10. 2016 год
Обзор всех фишек iOS 10
В этом релизе приложение iMessage начали превращать в полноценный месенджер со стикерами, анимациями и полноэкранными эффектами. В программе Фото появился раздел с воспоминаниями и генерируемыми системой подборками снимков.
Сторонние разработчики получили доступ к голосовому ассистенту и теперь Siri стало возможно обучить работе с любой программой из App Store.
Купертиновцы впервые разрешили пользователям удалять большинство стандартных программ на iPhone. До этого мы буквально складировали неиспользуемые утилиты в отдельную папку и прятали ее на самом дальнем рабочем столе.
Еще в iOS 10 появились виджеты, вот только располагались они исключительно на отдельном пространстве левее самого первого рабочего стола и для их запуска требовался боковой свайп.
Довольно знаковым стало появление приложения Дом и целой экосистемы HomeKit, которая на данный момент является одной из лучших систем управления умным домом.
iOS 11. 2017 год
Обзор всех нововведений iOS 11
Второе после iOS 9 обновление, в котором снова сделали большой упор на развитие системы для планшетов. iPad после апдейта получил едва ли не больше фишек, чем более массовый iPhone.
В системе появилось подобие файлового менеджера в виде приложения Файлы, которые имело доступ к некоторым папкам на устройстве и позволяло обмениваться данными с подключенными накопителями.
Появился настоящий Drag&Drop между разными приложениями или в режимах Slide Over и Split View.
Глобальному редизайну подвергся магазин приложений App Store. Экран блокировки объединили с центром уведомлений и добавили несколько полезных настроек для данного элемента.
Сделали упор на развитие дополненной реальности, а разработчики получили набор модулей ARKit для своих приложений. У пользователей появилась возможность быстро настроить новый гаджет при наличии старого поблизости.
iOS 12. 2018 год
Обзор главных нововведений iOS 12
В этой версии iOS впервые за долгие годы не стали сокращать список поддерживаемых устройств. Купертиновцы сконцентрировались на доработке системы и выдали минимум новых фишек пользователям.
Так, по заявлениям на презентации системы, приложения в этой версии iOS стали запускаться на 40% быстрее, работа с клавиатурой стала на 50% быстрее, а запуск камеры и обработка снимков – на 70%.
Кроме этого разработчики переработали центр уведомлений, разбив пропущенные сообщения на группы с возможностью управления без перехода в настройки.
Часть опций объединили в блок параметров Экранное время, который позволяет следить за использованием гаджета и ограничивать работу некоторых фишек устройства.
Появились новые приложения Быстрые команды (для создания скриптов и автоматизаций) и Рулетка (для измерения чего-либо через камеру смартфона).
Анонсированные на летней WWDC групповые звонки в FaceTime допиливали еще несколько месяцев до момента их финального релиза в iOS.
iOS 13. 2019 год
Обзор всех фишек iOS 13
Главной и одной из самых долгожданных фишек этого релиза стала темная тема оформления. На моделях iPhone с OLED-дисплеем кроме визуальной составляющей она позволяла экономить заряд батареи.
Операционная система для iPad получила свое название iPadOS и стала позиционироваться в качестве отдельной мобильной ОС.
Виртуальная клавиатура получила возможность ввода свайпами, но вот в русскоязычной раскладке фишка не работает. Для удобства управления появилось сразу несколько многопальцевых жестов, которые доступны не только на iPad, но и на iPhone.
В приложении Дом добавили удобное средство автоматизации, программа Фото обзавелась солидным редактором роликов, браузер Safari получил множество фишек от своего настольного собрата.
Большое количество фишек появилось в ключевом апдейте iOS 13.4, главной из которых стал новый курсор для удобного управления системой при помощи мыши или трекпада.
iOS 14. 2020 год
Обзор главных нововведений iOS 14
Самым заметным нововведением iOS 14 стали виджеты, которые теперь можно размещать в любом месте рабочего стола, а не только на выделенном для этого экране. К сожалению, фишка доступна только на iPhone.
Информационные плитки доступны для многих стандартных и сторонних приложений. Есть возможность указывать размер виджета из трех доступных и собирать их в стопки для экономии места на экране.
Появилась библиотека приложений (перечень установленных программ на iPhone) и возможность скрывать ненужные ярлыки с домашнего экрана. Многие пользователи долгие годы ждали компактный интерфейс звонилки в iOS. Вместе с ней обновили внешний вид Siri, голосовой ассистент больше не занимал весь экран при запуске.
Кроме этого на iPhone перекочевал режим Картинка в картинке с iPadOS. Есть и другие менее важные нововведения, которые были доступны с финальным релизом.
Недавно стало доступно ключевое обновление iOS 14.5, главной фишкой которого стала возможность разблокировки iPhone в маске. Кроме этого набралось еще 20 интересных возможностей.
До презентации новой iOS 15 остается ровно месяц. Конференция WWDC 2021 пройдет 7 июня. Мы уже предположили, что могут показать Кук и компания в новой версии системы и с нетерпением ждем летнюю презентацию Apple.
(37 голосов, общий рейтинг: 4.70 из 5)
Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
В закладки
Источник https://appleinsider.ru/ios/ot-iphone-os-do-ios-15-kak-razvivalas-ios.html
Источник https://www.nur.kz/technologies/software/1844504-ios-134-cto-novogo-data-vyhoda/
Источник https://www.iphones.ru/iNotes/kak-razvivalas-ios-ot-iphone-os-do-ios-145-05-06-2021